Правовое регулирование деятельности онлайн-казино на территории России − проблема, актуальная со времен появления Рунета.
Товарно-денежные отношения и общество потребления формируют готовность человека к риску, а азартные игры мотивируют желание быстро разбогатеть. Существуют те, кто готов рискнуть ради выигрыша, и те, кто готов профессионально организовывать и проводить азартные игры. С психологической точки зрения увлеченность азартными играми – это зависимость в виде патологического влечения к игре, вытесняющая социальные, профессиональные, материальные и семейные ценности.
Опасность азартных игр складывается из опасности для здоровья, опасности для общественной нравственности, опасности роста иных преступлений, для которых игорный бизнес является благоприятной криминогенной средой.
Как известно, запрет деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи содержится в ст.15.1 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
Более того, прямой запрет на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в Интернете, исключая случаи, предусмотренных указанным Федеральным законом, содержится в п. 3 ст. 5 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Незаконная организация и проведение азартных игр преследуется уголовным законом. Ответственность за такие действия предусмотрена ст. 172.2 Уголовного кодекса РФ (далее УК РФ).
В качестве факультативного объекта данного преступления выступает здоровье игрока в случае лудомании (игромании), которая проявляется в зависимости от игры. Патологическое влечение к азартной игре относится к психическим расстройствам.
Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ классический игорный бизнес разрешен только в специальных зонах (Республика Крым, Алтайский край, Краснодарский край, Приморский край, Калининградская область). Оренбургская область к ним не относится. Однако продолжают существовать «подпольные» казино, букмекерские конторы и тотализаторы, широко используются возможности интернет-клубов, в которых роль игровых автоматов отведена компьютерам.
Упомянутый закон запрещает использование информамционно-комуникационных технологий, в том числе Интернета, средств связи в азартной игре.
Уголовная ответственность по ч. 1 ст. 171.2 УК РФ наступает за незаконную организацию и проведение азартных игр без лицензии или разрешения, с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-коммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.
Организация азартной игры как уголовно наказуемое деяние подразумевает подыскание помещения для ее проведения, укомплектование необходимым оборудованием, средствами по оказанию сопутствующих услуг, штатом сотрудников, сопровождающих игорный процесс (крупье, технический персонал и т.д.).
Организация и проведение азартных игр неразделимые понятия. Проведение азартной игры означает, что имеются лица, принимающие в ней участие, заключившие соглашение об участии в игре и сделавшие соответствующие ставки.
Местом совершения преступления считается любое место, где игрок вступает в игру и делает ставки, т.к. именно в этот момент организатор игры проводит её для игрока.
Поскольку организация и проведения азартных игр является разновидностью предпринимательской деятельности, ей присущи систематический характер, адресованность неограниченному кругу лиц и цель извлечения прибыли, которую получает организатор.
Часть 2 ст. 171.2 УК РФ предусматривает ответственность за указанные деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, с извлечением дохода в крупном размере (более 1 500 000 рублей). За данные действия может быть назначено наказание в виде лишения свободы до 4 лет.
Совершение преступления, связанного с извлечением дохода в особо крупном размере (6 000 000 рублей), организованной группой, а также с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 171.2 УК РФ) устанавливает наказание в виде лишения свободы сроком до 6 лет.
Органами прокуратуры на постоянной основе ведется мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для выявления сайтов предоставляющих услуги онлайн-казино.
В случае выявления таких сайтов, работниками прокуратуры в суды направляются исковые заявления о признании информации, размещенной на подобных интернет-страницах информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
На данный момент существуют два основания блокировки сайта: по решению суда, вступившему в законную силу и по решению компетентного государственного органа по информации, имеющего соответствующие полномочия.
В существующей на данный момент судебной практике очевидна тенденция удовлетворения исков против владельцев сайтов, содержащих информацию, соответствующую или имеющую потенциал соответствовать характеристикам противоправного игрового контента, указанных выше.
Помощник прокурора
Тимашевского района О.А. Сыроватко
12.10.2022
В настоящее время распространены случаи получения гражданами кредитов, займов для удовлетворения собственных нужд. Ранее деятельность по предоставлению кредитов гражданам осуществлялась преимущественно кредитными организациями. Однако процесс получения кредитов в банке носит сложный процедурный характер. Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» урегулирована деятельность микрокредитных организаций по предоставлению микрозаймов гражданам.
Анализ прокурорского надзора в рассматриваемой сфере показал, что нередки случаи нарушения прав граждан при исполнении договоров займа, в том числе при взыскании просроченной задолженности. Положениями ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» определены способы взаимодействия кредиторов с должниками, к которым отнесены личные встречи; телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие), телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи; почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника. Иные способы взаимодействия с должником могут дополнительно оговариваться в соглашении между заемщиком и кредитором.
При этом законом запрещены действия, направленные на возврат просроченной задолженности кредитора, связанные в том числе с:
1) применением к должнику и иным лицам физической силы либо угрозой
ее применения, угрозой убийством или причинения вреда здоровью;
2) уничтожением или повреждением имущества либо угрозой таких
уничтожения или повреждения;
3) применением методов, опасных для жизни и здоровья людей;
4) оказанием психологического давления на должника и иных лиц,
использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц;
5) введением должника и иных лиц в заблуждение.
6) любым другим неправомерным причинением вреда должнику и иным
лицам или злоупотреблением правом.
Зачастую обращения граждан в правоохранительные органы связаны с незаконными действиями кредиторов по взысканию просроченной задолженности, высказывании различного рода угроз и применения психологического давления. Нарушение микрокредитными организациями требований законодательства в рассматриваемой сфере, в том числе при взыскании задолженности предусматривает административную ответственность по ст. 15.26.1 КоАП РФ в виде штрафа, а также иную ответственность, установленную действующим законодательством.
Помощник прокурора
Тимашевского района О.А. Сыроватко
12.10.2022
На портале Госуслуг запущен новый сервис, с помощью которого граждане могут подать в службу судебных приставов заявление о том, что на них по ошибке числится чужой долг. Заявление сформируется автоматически. Решение по заявлению пристав примет в течение 17 дней.
Услуга доступна в рамках развития суперсервиса «Цифровое исполнительное производство». Он помогает гражданам удостовериться в отсутствии долгов и ограничений из-за непогашенных задолженностей. Также с помощью суперсервиса можно погасить долги и подать обращения.
Старший помощник прокурора района А.В. Стажковая
17.10.2022
Федеральным законом от 07.10.2022 № 383-ФЗ внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ в части установления срока применения меры пресечения в виде залога и порядка ее продления.
Согласно ст. 106 УПК РФ определено, что залог в качестве меры пресечения применяется в отношении подозреваемого либо обвиняемого по решению суда на срок до 2-х месяцев.
Исчисление данного срока начинается с момента внесения залога.
В случае невозможности закончить предварительное следствие в установленный 2-х месячный срок и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения в виде залога срок применения залога может быть продлен по решению суда в порядке, предусмотренном ст. 109 УПК РФ.
Кроме того, законодателем внесены изменения в ст. 389.2 УПК РФ, закрепив право апелляционного обжалования постановления или определения суда об отказе в удовлетворении ходатайства об отмены меры пресечения в виде залога или изменении ее на более мягкую до вынесения решения по делу.
Помощник прокурора
Тимашевского района Д.И. Панкрушина
14.10.2022
Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы данных требований, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с указанным гражданином.
Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течении двух лет после его увольнения с государственной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
Неисполнение работодателем вышеуказанной обязанности, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Старший помощник прокурора
Тимашевского района А.М.Алябьева
13.10.2022